top of page
Поиск

Как избавиться от сильного чувства вины

В одну секунду всё может измениться.

В одну секунду ты можешь потерпеть крах.

И всё может быть так ясно и так непонятно.

В одну секунду всё что угодно может произойти.

В одну секунду твои дела могут пойти на лад.

И всё может быть так просто и так сложно.

(Диего Торрес "En un segundo" - "В одну секунду")

Чувство вины – одно из самых тяжёлых чувств, которые может испытывать человек. Оно медленно отравляет нас изнутри, разрушает наш внутренний мир, даже если мы стараемся не обращать на него внимание.


Синее озеро в горах
Фото сделано мной во французских Альпах

Чувство вины, по сути – это неспособность простить себя за что-то, что и делает это состояние столь болезненным для нас. Ведь если мы обиделись на кого-то за что-то и не сумели его простить, в конце концов, мы всегда можем просто перестать общаться с этим человеком. Но вот если мы обижены на самих себя, то это уже гораздо сложнее. Себя мы обязаны терпеть всю жизнь. А это значит стать врагом самому себе до конца своих дней. Что может быть ужасней! Или даже покончить с собой, если чувство вины настолько огромно, что оно нас полностью поглощает и не даёт нам дышать. Но и это тоже не выход. Так как же быть тогда? Как избавиться от этого навязчивого чувства?

Наблюдая за разными состояниями моей души и за тем, как мне удавалось трансформировать их в более позитивные, я заметила, что иногда одного лишь взгляда на твою проблему с другого угла может быть достаточно, чтобы она разрешилась мгновенно.

Помню, как однажды я была на курсах испанского языка в Мадриде. И на одном из занятий наша преподавательница начала с нами какое-то интересное обсуждение на испанском, плавно перешедшее потом в дружескую беседу. В ходе этого доверительного разговора одна из девушек в нашей группе пожаловалась преподавательнице на то, что её близкая подруга уже долгое время пребывает в депрессии. Тогда наша преподавательница поставила на стол коричневый пластиковый стакан для кофе и сказала: «Надо, чтобы твоя подруга поделилась с тобой или с кем-нибудь ещё тем, что у неё на сердце. Ведь когда ты один, ты сидишь в своей проблеме, смотришь на этот стакан и говоришь себе: «Всё коричневое… Всё коричневое…»». И мы в тот момент тоже смотрели на этот стакан и видели, что он действительно весь коричневый. И тут наша преподавательница развернула к нам стакан так, что стало видно дно, и продолжила: «Но если ты пригласишь к себе друга, он, возможно, посмотрит на этот стакан с другого ракурса, повернёт его к тебе другой стороной и скажет: «Посмотри! Здесь есть ещё и что-то белое»». И мы все увидели, что стакан внутри действительно белый. Сидя на своих местах, мы видели только его бока, но наша преподавательница со своей позиции могла видеть ещё и белое дно стакана. Мы видели разное, поскольку угол зрения у нас был разный.


Испанская паэлья на сковородке на столе и чашка чая
Фото сделано мной в Испании

Тот урок испанского запомнился мне надолго. Ведь я поняла, что для решения проблемы часто бывает важно, чтобы кто-то помог тебе посмотреть на неё под другим углом и увидеть то самое «белое», тот самый свет в конце туннеля. На самом деле, ещё поэтому может быть полезно посещать психолога. Ведь психолог - тот человек, который способен взглянуть по-другому на твою проблему и благодаря наводящим вопросам помочь тебе самому увидеть её в новом свете. Если же ты не хочешь или не можешь обратиться к психологу, то ты можешь позвать к себе друга или родственника, которому доверяешь, и попросить его высказать своё мнение о твоей проблеме. Ну, а если и такой возможности у тебя нет, то ты можешь сам попробовать пересмотреть своё отношение к тому, что с тобой происходит. Для этого может быть полезно описать подробно твою проблему в твоём личном дневнике, а затем прочитать вслух то, что ты написал, или же взглянуть на себя как на другого человека, твоего лучшего друга, например, который нуждается в твоём совете, и подумать о том, что бы ты сказал ему, какой бы совет дал.

Некоторое время спустя после моей поездки в Мадрид у меня представилась возможность на собственном горьком опыте испробовать данный метод. Меня бросил один парень, который мне нравился, как мне тогда казалось, по моей вине. Я не была достаточно внимательной по отношению к нему, и я воображала себе, что это я убила нашу любовь. Я вернулась домой после нашего расставания, никому не рассказав в моей семье о том, что со мной произошло. Ведь на самом деле никто и не знал про мои отношения с этим человеком. Однако чувство вины внутри меня было настолько сильным, что оно буквально испепеляло меня изнутри, не давая мне дышать.

На моё счастье, в этот момент моя сестра, с которой я делила одну комнату, начала мне рассказывать про роман «Голос нашей тени» своего любимого писателя Джонатана Кэрролла, который она только что дочитала. Главный герой этого романа всю жизнь страдал от сильного чувства вины. Он винил себя в смерти своего брата. На протяжении всего романа он пытался всячески, как мог, сбежать от этого чувства, которое его преследовало. И в конце произведения он уехал жить на некий остров, чтобы быть как можно дальше от всего, что могло бы напомнить ему о брате. Главный герой стал жить как отшельник, не доверяя больше людям, и опасаясь, что чувство вины и здесь его настигнет. Ведь, как говорится, нельзя убежать от самого себя (и от своего чувства вины!).


Маленький домик высоко в горах
Фото сделано мной во французских Альпах

Слушая историю моей сестры, я задумалась над тем, что мы до такой степени персонифицируем чувство вины, что начинаем представлять его себе в образе некого человека, который нас преследует.


Мы с сестрой начали обсуждать этот роман, пытаясь понять, как на самом деле можно было бы помочь главному герою, а заодно и мне. И в ходе этой беседы я стала вспоминать то, что наш преподаватель по литературе говорил нам на своих лекциях в университете. А наш преподаватель любил рассказывать нам разные психологические вещи для того, чтобы мы могли лучше анализировать сложные художественные произведения. И особенно часто он любил повторять: «Если очень долго смотреть на бездну, однажды тебе начнёт казаться, что бездна смотрит на тебя».


Неожиданно вспомнив эти знаменитые слова Ф. Ницше, я поняла, что они как нельзя лучше подходят для решения нашей проблемы. Ведь мы все прекрасно понимаем, что бездна неживая, соответственно, она никак не может на нас смотреть. Но, тем не менее, если мы будем очень долго смотреть на неё, то в какой-то определённый момент мы начнём наделять её человеческими способностями. А это значит, что всё на самом деле в наших руках. И если мы теперь вспомним про своё чувство вины, то мы поймём, что ведь и оно тоже неживое. Это всего лишь чувство, которое принадлежит нам, и мы вольны делать с ним всё, что угодно. И раз чувство вины неживое, то оно никак не может нас преследовать. В этой истории про человека и его чувство вины живой лишь человек. А это значит, что это вовсе не чувство вины за нами гонится, а мы сами гонимся за своим чувством вины. Мы сами с маниакальной зависимостью бежим за ним и не хотим останавливаться! Но так как мы бежим за ним очень долго, то в какой-то определённый момент нам начинает казаться, что это оно за нами бежит.


Так что же можно сделать, чтобы избавиться от этого чувства вины? На самом деле, просто остановиться и перестать гнаться за ним. Вот и всё. Это открытие настолько меня поразило, что во мне произошёл так называемый «щелчок». В одну секунду моё чувство вины ушло и больше никогда не возвращалось.


Человек стоит спиной к своему отражению в зеркале
Источник фото: Pixabay.com

Казалось бы, это настолько просто. Однако если бы кто-то нам сказал: «Ты не хочешь страдать от чувства вины? Так не страдай! Отпусти его!», то мы наверняка так и не смогли бы отпустить. А почему? Просто потому что мы не сумели бы осознать, что это не чувство вины нас держит, а мы его держим. Но когда мы приходим к пониманию этого, и особенно, когда это происходит неожиданно, то это меняет всё.

Сокращённая версия этой статьи на Yandex Zen.

69 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page